Фестиваль православной фотографии "Окна" |
Дорога до села Великорецкого от областного города Кирова (Вятки) какая-то очень русская. Редкие деревни вдалеке, увалы, печальные поля, лес, то подбегающий к дороге, то удаляющийся и дающий простор взгляду, мосты через тихие заросшие реки и постоянное ожидание радости. Мы едем в Великорецкое! А Великорецкое - это святое место вятской, а значит, и русской земли.
После Великорецкого дорога приводит нас к реке Великой, к часовням над целебным источником и исчезает, выполнив свое назначение. А дальше Великорецкого ехать уже никуда не хочется. Тут не просто хорошо - тут благодатно. Это счастье, что в России есть такое село. Оно живет сегодняшней жизнью и оно как бы застыло в вечности.
Слава на это село упала с небес. Здесь, на высоком берегу Великой, явилась чудотворная икона святителя Николая. Она приносила исцеления от болезней: слепые прозревали, разбитые параличом вставали на ноги, бесплодные рожали... Быстро понеслась молва об иконе по всей Русской земле.
Когда мы стоим на Красной площади в Москве и смотрим с радостью и замиранием сердца на собор Василия Блаженного, то вспоминаем, что среди его церквей есть церковь, освященная именно во славу пресвятителя Николая. Собор этот обращен к Спасским воротам Кремля, а названы они так потому, что над воротами ранее был образ Спаса Нерукотворного, обретенного тоже в Вятской земле. Вот как влияли на судьбы России святыни такой далекой от Москвы северной русской земли!
Москва и Вятка, Кремль и Великорецкое. Непостижима связь между ними. Познание России не может произойти без прикосновения к ее национальным святыням. Великорецкое - святыня в самом прямом смысле. Село возрождается. Медленно, трудно, но возрождается. А то, что трудно, что медленно - это даже и хорошо. Вспомним слова старцев о том, что настоящее дело делается медленно и с трудом.
Зрелище Никольского собора, Преображенской церкви, Ильинской колокольни - всего архитектурного собрания зданий села незабываемо. Глядя на них, думается о красоте душевной, о том высоком настрое ума и сердца, который помогал рукам наших предков возносить в небо это чудо.
Ступаешь на Великорецкую землю - и будто останавливается время, будто нет городов, телевизора, политики. Хочется ходить степенно, говорить негромко. Становишься сразу добрее к тем, кто рядом с тобою. И это не от того вдруг, что среди лесов, среди безлюдных просторов такие жемчужины мирового значения, такая музыка в камне, но от того, что весь охватываешься духом любви к людям, которые созидали храмы. Видимо, состояние намоленности, накопленное в них за столетия, не исчезло, не растворилось во времени и пространстве, а осталось здесь, окружает эти места, подобно ангелу-хранителю, поставленному от Господа при освящении престола в церкви.
Сколько молитв тут вознесено в это северное небо!
Если человек сможет приехать сюда в начале июня, когда в Великорецкое приходит крестный ход из Вятки, то он навсегда запомнит это время. Паломников-трудников, как их зовут в Вятке, бывало в начале века свыше двадцати тысяч, в годы гонений, например, в 1962-м, шло всего тридцать человек, а сейчас идет примерно полторы тысячи. На литургию 6 июня собирается более пяти тысяч. В деревянной церкви, открытой своим алтарем к собранию молящихся, служится молебен, возглавляемый обычно архиереем Вятским и Слободским. Поет архиерейский хор. После службы - чин освящения воды, крещение желающих.
Пришел и ушел крестный ход, и снова тихо в селе. У источника никого. Лишь иногда прилетит лихой автомобильный свадебный поезд, это едут новобрачные, чтобы по возрожденному обычаю испить чудодейственной воды, умыться, а кто посмелее, и окунуться в Великорецкую купель.
Было несколько путей крестного хода: водный, пешеходно-водный, когда икону несли до Медянской пристани, там устанавливали на палубе парохода "Святитель Николай" и против течения двигались к пристани губернского Богоспасаемого града Вятки. Дошедшие фотографии и свидетельства говорят, какое же это было всенародное торжество - весь город встречал икону. Военный оркестр играл гимн "Коль славен наш Господь в Сионе", духовенство во главе с архиереем выносило кресты и хоругви, паломников встречали, как встречают избавителей от бед и напастей. Теперь крестный ход полностью пешеходный.
Новый мост через Вятку восстановил древний путь, позволил не только охватить крестным ходом новые пространства, но и совершать молебны в двух новых храмах города Кирова: Новомучеников российских и храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Те, кто не шел крестным ходом или просто неверующие, или не могут понять, почему совершенно измученные люди, искусанные комарами, оводами, а кто и клещами, с избитыми, стертыми в кровь ногами, почему эти люди плачут, расставаясь, и говорят:"Дай Бог до следующего крестного хода дожить, ой, дай Бог!"
Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю, каждый день надо идти часов по шестнадцать-восемнадцать, ложиться в десять-одиннадцать, в час ночи вставать, в два выходить. А жара, а дожди, а мороз (семь лет назад шли по снегу, шесть лет назад по жаре в сорок градусов), а гнус!
Ради чего же так мучаются люди? Ради чего некоторые старики и старухи ходят уже по пятьдесят-шестьдесят лет? Почему деточки, у которых заплетаются ножки, которые вязнут среди глинистых кочек, на следующий год будут реветь, если мама скажет:"Нынче не ходи".
Теперь уже и среди детей есть будущая Маргаритушка. А Маргаритушка прошла уже семьдесят раз. А идут они ради того, чтоб и свою душу спасти, и помолиться за родных и близких, за Вятскую землю, за Россию. Ведь даже в годы дикого атеизма все видели: пока крестный ход не побывает на Великой, тепла нет. Свет и тепло на землю несет крестный ход.
Конечно, кого-то трудности отпугнут, кто-то просто не сможет по болезни, по возрасту. Непереносимо смотреть на старых женщин, которые понимают, что идут в последний раз. Как они оплакивают дорогу! "Милая ты моя сосна, я ведь тебя больше не увижу, полюшко ты мое, лес ты мой, уж больше по вам не пройду". Но непременно большинство пойдет снова.
Я начинал приезжать в Великорецкое еще в годы гонений, тогда виделся с паломником-проводником Прокопием Ивановичем, человеком-легендой для Вятской земли. Теперь он уже не ходит, но, слава Богу, жив.
Крестный ход растет численно. Старухи - трудники боялись, и справедливо, что приход молодежи ослабит его молитвенность, строгость, аскетичность. Конечно, деточки на привалах затевают игры, конечно, и молодежи хочется иногда не молитвы, а шутки. Это естественно. Но крестный ход сам по себе подчиняет людей общей мысли, общему устремлению, общей цели. Строги, внимательны и добры наши пастыри. Они разболтаться не дадут. Да и тяготы пути, усталость, а особенно постоянные молитвы перед привалом, перед началом пути, молитвенное и непрерывное пение певчих, когда движется ход, торжественность несения креста, иконы, хоругвей - все это так благодатно...
За все время я ни разу не слышал, чтобы кто-то кому-то сказал плохое слово или чем обидел. Только любовь. Только забота друг о друге.
Но главное - мы идем к своим святыням, мы созидаем свою душу, мы отмаливаем свои грехи, становимся лучше, и уж, дай Бог, наши молитвы о России, за Россию доходят до престола Господня.
Как же не возблагодарить Господа за эти светлые минуты: льется жизнетворная вода, возносится наша молитва, наполняет нас радостной силой, духом светлым. Какое-то счастливое, отрешенное забвение, никогда не испытанное, охватывает меня. Сердце бьется сильно и часто. Смысл великих слов доходит до меня: "Радостно друг друга обымем". Радостно! Разгибаюсь и сквозь слезы гляжу на тех, с кем иду на Великую! Стесняюсь слез и наклоняюсь к источнику. Боже, как я люблю этих милых, несгибаемых старух, дай им, Господи, сил молиться за веру православную, за страну нашу российскую, дай мне. Господь, счастья снова видеть их и идти с ними, снова учиться у них мудрости и терпению.
Но и на всяком месте, во всякое время, из глубин сердец наших возносится благодарность Господу за то, что дал нам такого заступника и молитвенника. Слава тебе, Господи! Слава тебе, отче наш Николай.
Великорецкий крестный ход - главное событие в духовной жизни Вятской земли, но очень жаль, что еще мало людей встречает его. А ведь встреча нужна не столько паломникам, сколько встречающим. Такое поверье идет из глубины времен: если в твоем доме побывал, немного хотя бы отдохнул паломник - в доме не переведется хлеб.
600 лет крестному ходу. Это так огромно, что не сразу осмыслишь. Нападали враги, менялись системы, рушились и возрождались храмы - крестный ход шел и шел. И давно уже в нем идут не только вятские, идут отовсюду, приезжают гости из Японии, США, Голландии. То, что крестный ход на Великую становится общероссийским, это справедливо.
"Некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся".Так начинается описание явления иконы Николая Чудотворца.
Когда местный крестьянин деревни Крутицы, Агалаков, принёс икону домой, обнаружилась её исцеляющая сила. Это произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворное иконе, исцелился крестьянин, который до этого не мог ходить. В 1383 году Промыслом Божиим произошло явление на Вятской земле чудотворного образа святителя Николая.
Молва разнесла весть о явлении чудотворного образа. С этого времени берёт своё начало и почитание места явления иконы, поскольку люди из близлежащих деревень, узнав о чудесах от иконы, захотели побывать на месте обретения иконы и поблагодарить Бога за дарованную им святыню.
Люди шли " к Николе на Великую" получить от святого образа духовное утешение и исцеление. На берегу реки Великой построили деревянную часовню. Позже был выстроен храм, в котором находилась чудотворная икона святителя Николая до перенесения её в Хлынов. У сосны, где явился чудотворный образ, забил источник, вода из которого исцеляла страждущих.
Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края - града Хлынова. Забирая икону, хлыновцы дали обет ежегодно возвращать образ святителя Николая на место его явления. Так была заложена одна из самых давних традиций Вятской земли - Великорецкий Крестный ход. Многие столетия совершался самый величественный и многолюдный на Вятской земле Крестный ход с чудотворной иконой.
Конечной целью паломников было совершение торжественной службы на месте обретения иконы Николая Чудотворца недалеко от села Великорецкого.
По велению царя Ивана Грозного и по благословению Патриарха Макария 1554 года чудотворный Образ начал своё первое путешествие в Москву, куда он прибыл 29 июня (ст.стиль) 1555 года в день празднования славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. По пути следования от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса.
У Симонова монастыря икону святителя Николая встречал сам государь с боярами и именитыми людьми. У Яузкого моста - собор духовенства. У Фроловских ворот Кремля икону встречал митрополит Макарий. Образ торжественно внесли в Успенский собор, где патриарх в присутствии царя и при огромном стечении православного люда совершил молебствие. "И на следующий день в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса, от образа великого чудотворца Николы..." - так говорится в летописи.
Покорённый исцеляющей силой образа Николая Чудотворца "...велел поставити благоверный царь и великий государь Иван Васильевич всея Руси, с великой верою и многим желанием церковь древяну святого Чудотворца Николая Вятского, и с его образа таков же образ написати, и новописанный образ святого Чудотворца Николы поставити в новом поставленном храме у Покрова святой Богородицы надо рвом".
В те годы на Красной площади началось строительство из кирпича и камня собора Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) - памятника Казанской победы. По указу царя один из приделов этого удивительного храма (южный) был освящён в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Мастера, вопреки указанному, измыслили храм о девяти пределах и девяти верхах "...не яко же повелено им, но яко по Бозе разум даровался им в размерении основания". В случившемся Иван Грозный увидел знак свыше и, сказав: "И изволи де Бог, и полюби то место Никола", повелел поместить в "безоименитом" приделе престол в честь Вятской святыни.
Для нового храма митрополит Макарий повелел сделать списки с чудотворного образа. После освящения, "нарекоша тот придел во имя святого Николы Великорецкого", сюда перенесли "таков же образ".
3 августа 1556 года чудотворный образ Николы Великорецкого, одаренный царём золотой ризой, украшенной дорогими каменьями и новым позолоченным с чернью окладом, был торжественно "отпущен в Вятку". В Хлынов икона возвратилась в 1557 году.
С этого времени на Руси распространяется почитание Великорецкого образа святителя Николая.
В 1668 году указом преосвященнейшего Александра, архиепископа Вятского и Великопермского, днём празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня).
Второй раз с осени 1614 года до весны 1615 года, согласно приказу царя Михаила Фёдоровича Романова, чудотворная икона вновь побывала в Москве и вновь, щедро одаренная царём (в привес крестом золотым со святыми мощами, дорогими каменьями и жемчугом), возвратилась в Хлынов в новую Николаевскую церковь, построенную взамен сгоревшей старой.
По указанию историка А.И.Вештомова на Вятке существовало предание (не подтверждённое), что в 1647 году, вместе с чудотворным образом Спаса, по повелению царя Алексея Михайловича, в Москву был возим и Никола Великорецкий.
Внимание царей к чудотворному Образу способствовало возвышению значения его в глазах вятчан. Всё большее число паломников отправлялось к реке Великой.
Вот как описывается чудотворная икона святителя Николая. "Николай Чудотворец изображён в святительском одеянии, по пояс, с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой руке. Середина царского оклада на образа Святителя Николая золотая, а по сторонам золочёная с чернью; на полях образа 8 золотых с чернью клейм, названных гривнами. По углам четыре евангелиста, в середине верхнего поля образ Св. Троицы, в середине нижнего - трёх вселенских учителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, в левом от молящегося - боковом преподобного Макария Еленетского (вероятно, в честь небесного покровителя митрополита Макария) и св.Алексея, в правом - святителей Петра и Ионы, митрополитов всероссийских".
С 1840 года Священный Синод навсегда определил время крестного хода: 21 мая (ст. стиль) выход из города Вятки и 28 мая (ст. стиль) встреча иконы в Вятке.
Великорецкий Крестный ход является одним из самых древних и многолюдных Крестных ходов Вятской земли. Неизвестный очевидец писал, что " всё пространство реки, в минуту отплытия образа, покрывается лодками, полными людей, следующими за процессией 25 вёрст. Стечение народа в разных одеждах, звон колоколов во время шествия представляет зрелище пленительное..."
До 1777 года Крестный ход на реку Великую совершался водным путём по рекам Вятке и Великой на лодках, плотах, потом стал проходить по суше. Настоящий богомолец всегда совершал Крестный ход на р.Великую сухим путём вместе с иконой Святителя Николая.
Крестный ход начинался от Вятского кафедрального собора (снесён во время правления безбожной власти). Паломники переправлялись через Вятку и шли по тракту в посёлок Макарье. Далее их путь лежал до села Бобино. Следующее село, которое встречало Крестный ход было Загарье. С древних времён Паломники останавливались на молебен в с.Монастырское. Последним на пути следования Крестного хода было село Гороховское. Конечная цель паломников - село Великорецкое, где совершалось торжественное Богослужение на месте обретения чудотворной иконы.
С 20-х годов ХХ столетия след величайшей святыни Российской земли теряется. Икона таинственно явилась и таинственно исчезла, но вятчане надеются на её возвращение. Ежегодно 3 июня Крестный ход начинает своё начало из Свято-Серафимовского собора, а 6 июня на берегу реки в деревянной часовне-алтаре владыкой Хрисанфом с собором вятского духовенства совершается Божественная литургия, на которой собирается до 5 тысяч человек.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своём послании по случаю 600-летия Великорецкого Крестного хода, объявил о всероссийском статусе праздника явления Великорецкой иконы святителя Николая. Не забывают вятчане обета своих предков. Как и прежде сияет над Вятской землёй покров и молитвенное заступничество великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая.
|