Статья "Чудотворец"

Чудотворец

"Чудотворец" - название цикла фотографий, сделанных в 1993-2003 гг. на Великорецком крестном ходе. 6-тидневный 160-ти километровый Крестный ход посвящен архиепископу Николаю Мирликийскому в связи с явлением его чудотворного образа на реке Великой (притоке Вятки) в 1383 году. Примерно 100 лет спустя икону передали в город Хлынов (первое название Вятки) под твердое обещание на день явления (6 июня н.с.) торжественно приносить святыню в селение Великорецкое - домой. С тех пор и носим.

После гонений Крестный ход возобновился как открытый в 1989 году, с 1992 года я - его участник и лишь попутно - фотограф. Общая радость о Николае-Чудотворце укоренилась в личный опыт. Все подробности, уместные в краткой статье, можно прочесть за столом в зале. Предваряя просмотр, я должен сказать только вот что.

Церковь всегда как таинство, и действие церковное всегда как тайнодействие понимается с трудом не только снаружи церковной ограды, но и изнутри. Поэтому художник Церкви, как художник тайны - пишущий, рисующий, снимающий - увы, лишь будущее Церкви. Но, если данная выставка зрителю на эту тайну укажет, я благодарно произнесу только одно слово: "Чудотворец!"

Крестный ход на реку Великую

Фотовыставка Георгия Колосова

Протяженные крестные ходы можно было бы назвать Литургией сердца. Ввиду отсутствия разветвленных строгих форм школьное богословие их и не коснулось. Благодатные дары стяжаются здесь в основном личным подвигом - молитвенным и телесным. Зато церковность таких ходов самая бесспорная - посторонних здесь нет. Об одном из них - Великорецком - речь и пойдет ниже.

...В 1383 году когда жизнь русских на Вятской земле вряд ли была много легче, чем теперь, на реке Великой, верстах в 70 от Хлынова (так называлась тогда будущая Вятка) явилась местному крестьянину Агалакову икона Николая Чудотворца. Углядел он ее сперва как странное свечение на сосне, возвращаясь из леса. Только после усердного моления купно с соседями Агалаков смог снять св. образ с сосны и унес к себе в избу. Чудотворения от него начались уже через 3 дня. А примерно через 100 лет хлыновцы выпросили икону к себе, справедливо видя в ней знамение небесного покровительства для всего Вятского края. Плачущим же Великорецким, которые в честь св. Николая давно срубили храм, было твердо обещано, что каждый год на день явления (6 июля н. с.) торжественным крестным ходом святыня будет приносится "домой". Так 500 лет и носят. 90 километров (3 дня) - туда, 70 километров (2 дня) - другой дорогой - обратно. Во славу Божью, в честь великого угодника Его Николая Чудотворца.

Перерывов до большевистского переворота было только два - иконы на Вятке не было. Иоанн Грозный и Михаил Романов испрашивали св. образ в Москву (на 2,5 и 1,5 года). Хотя однажды: В 1551 году по неизвестной причине вятичи своим делом пренебрегли. И немедля ударил крепкие морозы, все покрыл вполне зимний снег и пролежал до 25-го июня. Спохватившиеся ослушники поспешили на Великую по холодку. И собрали в тот год небывалый урожай, да уж больше так со св. Николаем не шутили.

Число ходоков в 20000 100-150 лет назад не было изрядным. В селе Великорецком вдобавок к двум мощным храмам и колокольне были отстроены кирпичный корпус для паломников, а в полутора километрах - на берегу реки, под той самой сосной - каменные часовни над святым источником и питаемой им купелью. Записки-памятки с копеечкой везли сюда мешками в телегах со всей России - столько, что местное духовенство едва вычитывало их в течении года.

...Гонения - преимущественно в хрущевские времена - и пути крестного хода в годы гонений - предмет отдельной книги. Возможно, ее уже дописывает вятич Владимир Крупин. Здесь нужно только засвидетельствовать, что та самая Русь, что по слову преподобного Серафима Саровского "платочками спасется", не прерывала крестного хода ни на год. По двое - по трое и больше, по врозь и прячась, но ходили на Великую святые бесстрашные "платочки".

...С 1989 году Великорецкий крестный ход вновь шествует открыто - тем же древним путем, хотя и по опустошенной земле. В 1992 году я насчитал ходоков едва ли две с половиной сотни. В 1999 году - уже около полторы тысячи.

Дорожка наша - то по лесу, то по полю, где - по луговине, а где и по болотине. Привалы - через час-два, на полчаса, а где и много дольше - с молебнами, с чтением акафистов - Богородице и св. Николаю. Еда ходоков - что из котомки достанешь, в основном - хлебушек да сухарь. Ночевки в сельских школах, спортзалах, кто на что упадет. Последние годы, правда, стали пускать и по избам. Сна (если это сон) 2-3 часа. В час ночи - подъем, в два - все на дороге. Возраст идущих на своих ногах от 87 лет до 5. 10-месячный рекордсмен в прошлом году добрался, понятно, на своих родителях.

...Не могу не сказать двух слов о Горохове - это 12 километров не доходя Великорецкого. Село исчезло бесследно, но огромный разбитый храм и колокольня: благодатнее места не встречал, и не я один. Неподалеку, в лесном овраге - цельбоносный источник во имя Казанской иконы Божией Матери. Каждый год это место крестный ход покидает, можно сказать, с пасхальной радостью. В Великорецком его ждут местная община и многочисленные приезжие. Утром 6-го июня на берегу реки во времянке, в присутствии 5-6 тысячи человек служится Божественная Литургия (архиерейское служение) и водосвятный молебен. А 7-го, в 3 утра примерно треть пришедших прощается с Великорецким, чтобы вернуть святыню в вятский кафедральный собор.

...Древний образ исчез в 20-е годы, но, верится, не погиб, и непременно вернется. А сосну, увы, спилили лет 40 назад.

...В прошлом году, к 10-летию возобновления крестного хода на поляне на берегу Великой вместо часовен - времянок появились великолепные еловые срубы простой, ясной архитектуры. Как будто здесь от века и стояли. А сам ход вдвое помолодел. И многие молодые , коих я помню простыми мирянами, проходят его уже в подрясниках и с крестом на груди. Для некоторых из них, свидетельствую, эта перемена жизни - плод как раз той самой Литургии сердца, о которой сказано в самом начале:

...Каким пойдет ровно через месяц Великорецкий крестный ход к Твоему 2000- летию? Спаси, Господи, люди Твоя!

Раб Божий Георгий.
3 мая 2000 года, Валаам.

Home

Prev Up Next

© Orthodoxy Foto.
06.09.2009