В половине пятого утра маленький городок Почаев, что лежит просторно среди редких холмов древней Волынщины, в 70 километрах от Тернополя, ещё дремлет в буйно разросшихся садах, в белых своих, совсем не городских хатках. Крепок сон под утро. Воздух наполнен зыбкой ночной прохладой. Предутренняя синь обнимает пейзаж, придавая ему таинственную значительность. Кажется, весь мир сейчас затаил дыхание в ожидании чего-то важного, сказочного, что вот-вот должно случиться. Всё зыбко, призрачно, тонко как вздох.
А в это время - по длинному, белому как сон, сводчатому коридору братского корпуса Лавры, мимо монашеских келий неспешно проходит послушник. Опустив голову, он звонит в маленький, громкий колокольчик. Монастырь просыпается затемно: в Успенском храме в пять часов начинается Полуночница, в шесть - в Пещерном храме читаются Часы, и сразу начинают служить раннюю Литургию. Одинокие фигурки прихожан стекаются к Святым воротам обители. Но, в церкви тесно. Тут много паломников. Исповедавшись с вечера, некоторые из них ночевали в храме.
Тем временем солнце, ослепительно просияв на золоченых куполах и крестах, уже освещает весь монастырь. Он возносится на горе, и представляется огромным, сияющим ковчегом спасения, парящим в голубом небе над погруженным в холодные тени городом.
Свято-Успенская Почаевская Лавра - одна из четырех великих лавр нашего Православного мира. И хотя при богоборческой власти Лавра переживала нападения и притеснения, однако, не достало все же большевикам силы совсем закрыть монастырь.
В 992 году равноапостольный великий князь Владимир, тот самый, что крестил Русь, основал в этих местах епископальную кафедру и возвел в городе Владимире-Волынском храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Волынь сделалась центром церковной и политической жизни всей западнорусской окраины. С тех давних времен, говорят, и облюбовали отшельники эту гору, покрытую густым лесом и богатую пещерами. В 1240 году, когда хан Батый захватил Киев, здесь нашли спасительное убежище монахи Киево - Печерской лавры. Их духовное братство и дало начало Лавре Почаевской.
Те годы были отмечены невиданным чудом - явлением на горе самой Богоматери в огненном столпе. Богоматерь коснулась камня и оставила на нем, как на мягком воске, отпечаток своей стопы, откуда заструился источник целебной воды. Это единственное место в мире, где чудесное явление Богородицы оставило материальный след. Сегодня сам камень находится ниже уровня пола Успенского собора, защищенный толстым стеклом. Паломники прикладываются к находящемуся над ним изображению Стопочки Богородицы, а после - получают из рук "стопочного" монаха ковшик с водой из святого источника. Вода укрепляет и исцеляет, как и много лет назад, по вере и надежде прибегающих. Говорят, что, и само название городка произошло от трансформации фразы: "Поча Дева творить чудеса".
За свою 750-летнюю историю монастырь приобрел ещё две великие святыни. Одна из них - чудотворная икона Почаевской Божией Матери. Местной помещице Анне Гойской подарил её греческий митрополит Неофит. В 1597 году, после чудесного исцеления от иконы её брата, слепорожденного Филиппа, помещица передала святыню Почаевскому монастырю, не дерзнув хранить её дома. Теперь икона, украшенная благодарственными драгоценными дарами обретается над Царскими вратами Успенского собора. Слава о чудесах, свершившихся от неё за четыреста лет, распространилась по всему Христианскому миру.
В гроте Пещерной церкви, под мраморной сенью, покоятся в серебряной раке цельбоносные, нетленные мощи одного из первых лаврских игуменов, преподобного Иова Железо. Рядом - узкий лаз в пещерку, куда уединялся он для сокровенной молитвы.
Девятилетним отроком пришел он в Угорицкий монастырь, а к одиннадцати годам был пострижен в монахи. Уже тогда "прозорливый настоятель провидел в нем избранника Божия и в нем имеющую быть Божью силу", - напишет первый жизнеописатель преподобного Иова, ученик и преемник его на игуменском служении - Досифей. Благодаря неустанным стараниям Преподобного при монастыре открылись школа и типография, были построены каменные стены вокруг обители, и возведена церковь в честь Святой Троицы над Стопочкой Богоматери, что четыре сотни лет находилась под открытым небом. За подвижническую и аскетическую жизнь Господь при жизни наградил преподобного Иова даром чудотворения.
До наших дней дожили липы, посаженные игуменом Иовом триста лет назад вдоль дороги на монашеское кладбище. А память о Преподобном сохранится в верующих сердцах до самого скончания веков.
Много чудес совершилось и совершается от лаврских святынь. В 1675 году, во время Збаражской войны, когда пятидесятитысячный отряд турок и татар, под предводительством Нуреддина, осадил лавру, сама Богородица спасла монастырь. Она явилась в небе с преподобным Иовом, и с несметным ангельским воинством. Дева, по молитвам Преподобного, святым своим покровом охранила обитель. Говорят, что Почаевская лавра в целости переживет страшное царство антихриста, и увидит второе, славное пришествие Спасителя. Не простое, видно, это место - тихий Почаев.
Поднимаюсь на гору по не очень крутой дороге, вымощенной стертыми булыжниками. Сколько людей до меня шли этим же путем? Вхожу в арку Святых ворот и словно попадаю в иной мир, лишенный суеты и шума. Время затихло здесь, почтительно прикоснувшись к лаврским святыням. Испытующе и с любовью смотрит на входящих Христос с мозаичного панно Троицкого собора, и огромная стая голубей, как Дух, кружит в вышине. Вхожу в бирюзово-голубой сумрак величественного Успенского собора, прикладываюсь к Стопочке, и монах с поклоном подает мне серебряный ковшик воды от святыни. Неспешно начинается поздняя Литургия и под сводами распахивается неземное пение на старинном, певучем и мягком языке. И вспоминаю я вдруг, что это и мой язык. Монахи, паломники, прихожане - все тут соединены со мной одной верой, одной памятью и единой судьбой. Я ощущаю, что именно здесь главные корни Небесного моего Отечества, сберегаемые невидимым миру монашеским подвигом. Здесь всегда ждут таких, как я - запоздавших, запутавшихся. И жгуче стыдно становится за пустую, лживую жизнь, за то, что променял высшую любовь и благодать на смутный и фальшивый "гуманизм". Страшно, что пустословил, врал, не думая о Суде, душе, о близких своих. Но есть теперь у меня главная надежда - неиссякаемая милость Божия. Времени для Бога - нет, важен только знак. Плюс или минус. Помоги, Господи!
Совсем по-другому видится мне моя жизнь с Почаевской горы. Спадает шелуха привычных иллюзий, и понимаю, как устала душа от злобы звериного века сего.
Когда мечется дух и холодеет сердце, благодарю Бога за то, что есть такое место на земле. Чудная обитель живет и молится в одном с нами времени. Быть может, по её молитвам и терпит ещё Владыка нашу грешную землю.
Когда тяжело, когда смутен путь и нет просвета, надо лишь подняться на гору. На гору Почаевскую.
|