Преподобный Нил родился по предположению, в 1485 году в Валдайском уезде в погосте Жабенском. Кто были его родители – неизвестно; известно только, что пострижен он был в Крыпецком монастыре, в двадцати верстах от Пскова. Наречен он был Нилом в честь славного подвижника горы Синайской.
Не желая похвалы людской за высокую подвижническую жизнь, которой он отличился в монастыре, уходит он, по игуменскому благословению, в пустынь, в Ржевский уезд, где селится в глуши у речки Серемхи. Было это в 1515 году. Поначалу питался он там травой и желудями, а позже начал возделывать маленький огородик. Но князь мира сего не оставлял преподобного, насылая на него злых людей и устрашая привидениями. Святой, как мечем, крестом и молитвой отражал демонские нападения. В подвигах духовных и телесных провел он там тринадцать лет. Однажды, утомленный долгим бдением, преподобный уснул, и в тонком сне услыхал голос Божий, повелевавший: - "Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столбный; на нем ты сможешь спастись". Обрадованный невероятной Божьей милостью, стал он расспрашивать об острове приходящих к нему христолюбивых людей. Узнав, что он находится на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, преподобный оставляет прежнее своё жительство, и отправляется на остров.
Остров был покрыт густым лесом, и на нем возвышалась гора. Взойдя на гору, Нил благодарил Бога за указание ему места сего. "Се, Господи, покой мой, се жилище мое во веки веков". Первую зиму он прожил в пещере, которую сам выкопал в горе. Весной же из островного леса поставил себе келейку и возвел часовню. Для пропитания стал он возделывать огородик. С благодарностью принимал он и подаяния боголюбивых местных жителей, прознавших вскоре о его уединенном подвиге.
Преподобный усугублял подвиги, проводя дни и ночи в молитве, не позволяя себе ни сидеть, ни лежать на ребрах. Лишь изредка отдыхал он от трудов, стоя и опираясь подмышками на вбитые в стену деревянные крюки. Несмотря на запрещение в православной традиции скульптуры, в народе стала популярна деревянная фигурка преподобного Нила Столбенского в черной схиме. Она изображает его в момент отдыха на крючьях. Такая же скульптура, но в человеческий рост, есть и в осташковской церкви Вознесения.
На новом месте дух злобы не оставлял преподобного своими напастями, ополчая на него злых людей и полчища бесов. Так, однажды, позавидовав единственному жителю острова, жившие напротив поселяне, вырубили на нем весь лес. Преподобный умолял их оставить деревья на горе, но они ничего не пощадили, кроме единственной сосны около келии. Срубленные деревья они решили сжечь. По слезной молитве преподобного, Господь, однако, остановил жадное пламя. Посрамленные и устыженные этим чудом, злодеи бежали с острова.
Другой раз пришли на остров разбойники, надеясь найти у преподобного земное богатство. Как дикие звери, устремились они к святому, требуя раскрыть место с сокровищами. "Сокровище мое в углу моей кельи" - сознался преподобный. Дерзновенно вбежав туда, разбойники увидели в переднем углу келейную икону Пресвятой Богородицы. Тут они, внезапно пораженные чудным светом, от неё исходящим, ослепли. Преподобный сжалился над ними, и после их искреннего раскаяния, помолился за них, и они прозрели.
Двадцать семь лет подвязался святой на острове, стяжая благодать и укрепляясь духом. В часовенке выкопал он себе могилу и уложил туда струганный гроб, что бы ни забывать никогда о смертном часе и ответе на страшном Суде. А ещё, принял он дар прозрения тайных дел людских, и дар избавления от потопления плавающих, с молитвам к нему обращающимся.
Получив извещение свыше о близящейся смерти, он исповедался перед духовным своим отцом Сергием, бывшим тогда игуменом близкого, Николаевского Рожковского монастыря. Причастившись и беседуя с игуменом, исполнился святой пророческого духа и открыл, что место это станет жилищем иноческим. Просил навестить его на следующий день. Но, на утро братия с игуменом нашли его уже почившим, с просветленным и умиротворенным лицом. Было это 7 декабря 1555 года. Тело святого с молитвенным пением положено было в приготовленный им гроб.
Основателем обители на месте подвигов Преподобного Нила, и первым его настоятелем, был иеромонах Герман из Николаевского Рожковского монастыря. Родился он недалеко от Столбного острова и с детства слышал о жизни и подвигах отшельника. Остров давно уже стал местом паломничества. Прожив на острове вместе с игуменом новгородским Антонием три года, устроил он над могилой гробницу и накрыл её покровом. От гроба Преподобного непрестанно истекали чудеса и исцеления, и было явно, что Бог желает проявить светильник благочестия. Иеромонах Герман, с помощью боголюбивых христиан, возводит на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, с приделом Василия Блаженного, московского чудотворца. В 1594 году иеромонах Герман испросил у Московского и Всея Руси Патриарха Иова разрешение открыть на острове иноческую обитель с общежительным уставом. По грамоте Патриарха наречена она была Ниловой пустынью, а первым игуменом стал сам Герман. Обитель разрасталась и процветала благодаря покровительству и вкладам московских царей. Со временем Нилова пустынь стала одним из крупнейших монастырей России.
Чудотворные нетленные мощи Преподобного были обретены 27 мая 1667 года. Предшествовали этому многие знамения. Так, видели горящую в воздухе свечу над гробницей Преподобного Нила. Ночью наблюдали рыбаки огненный столб над монастырем, спустившийся затем на землю. С тех времен ежегодно, 9 июня по новому стилю, в день обретения святых мощей, совершался крестный ход на лодках по озеру, из Осташкова в Нилову пустынь. Зрелище было необычное и торжественное.
К сожалению, старинные постройки монастыря не сохранились, кроме некоторых частей зданий конца XVII века. Великолепный комплекс монастыря, до сих пор поражающие стройностью и красотой архитектуры возведён был в XVIII-XIX веках. На месте пещеры преподобного позднее была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. Посреди монастыря высится четырехугольный собор новейшей архитектуры во имя Богоявления Господня. Третий, больничный храм во имя Всех Святых, стоящий на месте первой деревянной церкви, до 1833 года был соборным.
В двадцатых годах монастырь был закрыт богоборческой властью и разорен. Здесь был концентрационный лагерь, а после детская тюрьма. Сидели здесь и наши российские страдальцы, и "катынские поляки", о чем свидетельствует католический крест, установленный у въезда в монастырь. До сих пор на колокольне, где вместо часов вставлены круглые жестянки с нарисованным циферблатом и стрелками, застывшими на без десяти минут двенадцать, видны турели для пулеметов и прожекторов. Рассказывают ещё, что заключенных детей, в наказание заставляли сбивать церковные фрески, а из камней разрушенной часовни, стоявшей раньше на противоположном берегу, насыпали дорогу к монастырю.
В шестидесятых годах власти сделали Селигер всесоюзным туристическим центром. В турбазе – монастыре, среди величественных развалин, под мирный плеск озерной волны будущие перестройщики ночи напролет пели под гитару. Тогда, наверное, в их обуянных пламенем, комсомольских сердцах и созревали планы будущих великих потрясений.
А в конце 1990 года, разоренная и поруганная Нилова пустынь была, наконец, возвращена Русской Православной Церкви. Но известно, что "Бог поругаем не бывает", и возрождается теперь монашеская жизнь в месте, освященном подвигами святого. По высшему произволению, мощи преподобного Нила сохранились в церкви Вознесения Господня, что стоит в центре рабочего поселка, возникшего в безбожные годы в ограде осташковского Знаменского женского монастыря. В девяностых годах, когда Нилова пустынь ожила, были они торжественно перенесены на остров. Соединилась ткань времен.
Первым, после безвременья игуменом пустыни стал недавний настоятель осташковской церкви Владимир Иванович Шуста, постриженный в монахи под именем Вассиан. Нелегко поднимать ему из руин обитель в не простое наше время.
Представители исконно революционной элиты – "советской интеллигенции", любят порассуждать сегодня о покаянии. Истово призывают они к покаянию весь народ. Любой ценой хотят оставаться впереди. Но настоящее покаяние – категория религиозная. Оно возможно для отдельной личности, ну, отчасти для поколения. Но абсолютно невозможно для нации, для всего народа, если, конечно, он не находится полностью в новозаветных традициях. Каются лишь христиане. Возрождение церковной жизни и есть этот плод реального покаяния малой части прозревшего народа, за которое Господь терпит ещё нас грешных.
|